Полезное с приятным…(о летнем практикуме в ЛИЕН)
В нашем лицее уже который год существует во всех смыслах уникальная практика. Лицеисты 7-х и 8-х классов летом не подметают полы и не намывают окна, а, так сказать, отдыхают с пользой для ума. В этом году «Летний практикум продуктивной деятельности» проходил по четырем направлениям: биология, химия, информатика, социология и практика техноклуба «Сигма».
Вот что рассказали нам руководители и участники:
«Саратов в объективе. Подготовка виртуальной выставки» (информатика)
Нестеренко Виктория Вячеславовна, руководитель:
Проекты, посвященные родному городу, лицеисты делают не первый год. Но каждый раз находится какой-то новый угол зрения на привычное и давно знакомое. В этом году наша группа работала вместе с группой Ирины Феликсовны Пашкевич. Ребята снимали в парке «Липки» и заодно проводили там опрос жителей. На вопрос «Что вам нравится в Саратове?» большинство перечислило основные парки города - «Липки», Городской парк и Парк Победы. Отвечая на вопрос «Что бы еще вы хотели увидеть в родном городе?», все без исключения говорили о чистоте. Вторым по популярности стал ответ «Боль
ше зеленых зон».

На Набережной Космонавтов мы проводили съемку под прямыми солнечными лучами, что особенно сложно и интересно. Там мы пустили по Волге бумажные кораблики, на которых написали свои желания. Естественно, весь процесс фотографировался. В Краеведческом музее мы посетили выставку, посвященную русской свадьбе, и ребята освоили фотосъемку в помещении. В Парке Победы они пробовали снимать военную технику с различных ракурсов. При посещении вместе с группой Ирины Феликсовны салона красоты «Дива» снимали портреты в интерьере. Девочки сначала стеснялись, но затем освоились и с удовольствием позировали. Некоторые из этих фото были включены в лицейскую выставку «Лето – это маленькая жизнь». Тот факт, что ребята обрабатывали собственные фотографии, служил отличным стимулом для работы.
«Я в мире - мир во мне» (социальный проект)
Пашкевич Ирина Феликсовна, руководитель:
Наш летний практикум – часть большого исследовательского проекта. В прошлом году мы занимались миром семьи, в этом году пытались постичь идеал женской красоты. На этой основе ребята будут готовить проект о моде и стиле, который представят на лицейской конференции.
Чтобы найти общие критерии женской красоты в разные эпохи и определить для себя понятие «женственность», мы посетили выставку «Русская свадьба» в Краеведческом музее и культурно-выставочный центр «Радуга», где познакомились
с живописью эпохи Возрождения, французских импрессионистов, творчеством Н.Рериха. Сравнив эти изображения с фотографиями современных красавиц, ребята заметили резкий контраст. Даже позы женщин стали менее женственными, с тех пор как они начали носить брюки. Также мы посмотрели фильмы «Служебный роман», «Вам и не снилось» и «Похожие, но разные» (образовательный фильм из коллекции «Би-би-си»). На опыте героев фильмов ребята смогли лучше понять особенности психологического и физиологического развития юношей и девушек, что поможет им комфортнее чувствовать себя, общаясь с людьми, а это и было одной из главных задач нашей работы.

Кожевникова Настя, участница социального проекта:
Чтобы узнать, какие черты характера больше всего привлекают молодых людей и девушек друг в друге, мы провели социологический опрос среди жителей Саратова. Выяснилось, что большинство привлекает доброта. На втором месте ответственность, преданность и нежность, затем идет искренность и интеллектуальность. А больше всего раздражают людей распущенность, болтливость, пошлость, жадность и привычка курить.
«Биотические отношения» (биология)
Спрыгин Сергей Фалелиевич, руководитель:
В этом году наша группа посетила Городской и Детский парки, посмотрела фильмы «Ритмы жизни», «Спячка в животном мире», «Биотические связи», «Взаимоотношения в мире животных». Мы планировали посещение выставки экзотических животных, но, к сожалению, она уехала раньше, чем началась практика.
Во время практики ребята на собственном опыте увидели связь между изучаемыми в школе науками, их
практическую пользу. Мы вспоминали химию, говоря о кислотности среды и солевом составе почвы, физику – во время разговора об ультрафиолетовом и инфракрасном излучении. Говоря о животных и растениях Саратовской области, естественно, затронули географию. Также много внимания мы уделили вопросам экологии, здоровью человека и его прямой зависимости не только от образа жизни, но и от состояния окружающей среды. В связи с этим мы обсудили условия жизни на Земле, общие законы действия факторов среды на организмы, типы взаимосвязей организмов в биоценозах.

Такая практика проходит третий год. Эффект ее огромен. Ребята в старших классах, начиная изучать видовое многообразие животного и растительного мира, уже имеют представление, о чем идет речь, знают особенности местной флоры и фауны, видели изучаемые организмы.
«Химия – страна чудес» (химия)
Руководители: Лариса Витальевна Бережная, Александр Михайлович Никитюк.
Александр Михайлович Никитюк:
Этим летом практикум проходил по двум основным направлениям: работа на химическом факультете СГУ и в лицее. Таким образом, ребята познакомились с лабораторным оборудованием вуза и смогли оценить его сходство и различие с лицейским. Для ребят провели занятия «Основные классы неорганических веществ», «Спос
обы получения и химические свойства кислорода», «Способы получения и химические свойства водорода». В лицее ребята учились проводить яркие демонстрационные химические опыты, которые можно повторить дома. Во время этой практической работы мы проводили еще один опыт, правда, не совсем химический - ученицы 10 класса Козлова Ксения и Соседова Люба были со-руководительницами практики. Они под присмотром педагогов вели все занятия в лицее и ходили с ребятами на химфак СГУ.

Козлова Ксения, 6 группа
ЛИЕН – это особое место. Он помогает своим ученикам приобрести по-настоящему полезный опыт, и в этом я уже успела убедиться. Как-то раз, прослушивая лекцию по химии, я задумалась над тем, насколько сложно преподносить и объяснять материал другим людям. Сразу возникло желание провести урок у другого класса, и я обратилась к учителю. Он оценил мою идею, но предложил провести все в иной форме: помочь научным руководителям в проведении летнего практикума по химии. Тогда интерес охватил не только меня, но и мою одноклассницу Соседову Любу. Уже во время практики мы с азартом выполняли поставленные задачи, с интересом искали материал для проведения опытов. Нами были сформулированы цель проекта и план работы. Мы старались побольше рассказать ребятам о химии, заинтересовать их этой наукой.
Однажды мы водили ребят в химическую лабораторию СГУ. На нас возлагалась большая ответственность. Мы успешно справились, там было очень занимательно. Подобные проектные занятия очень понравились и нам, и семиклассникам. Я считаю, что проведение практики для старшеклассника – это очень интересное решение попробовать себя в новой роли. В любом случае этот новый опыт позволил мне приобрести самостоятельность, ответственность, а это
очень важные качества личности. Я очень благодарна, что ЛИЕН подарил мне возможность проявить себя.

Как знать, может быть, это будет моя профессия в жизни.
Техноклуб «Сигма»
Андрей Валерьевич Новиков, руководитель:
Цель нашего практикума – дать ребятам возможность применить то, что они узнали в клубе, на практике в качестве видео- и звукооператоров, помогающих в проведении дискотек и других мероприятий, подготовке фото- и видеорепортажей. Практика проходит в летнем оздоровительном лагере «Пады» на берегу Хопра. Еще мальчишки ведут кружки для других отдыхающих и Интернет-страницу «Техноклуб «Сигма» в Падах».