Ключевой задачей ЛИЕН является создание образовательной среды, способствующей развитию творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса, их самореализации.
Одним из ведущих методов, отвечающих этим требованиям, является метод проектной деятельности. Лицей-интернат естественных наук уже не первое десятилетие активно внедряет проектно-исследовательские методы обучения в образовательный процесс. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт организации проектной и исследовательской деятельности. В ЛИЕН сложилась целая система различных форм организации детей, призванных популяризировать проектно-исследовательскую деятельность.
В лицее функционирует научное общество лицеистов (НОЛ), члены которого занимаются исследовательской деятельностью в определенной предметной области под руководством педагогов лицея.
В течение года лицеистам предоставляется возможность проявить себя в различных направлениях исследовательской деятельности, принять участие в традиционных лицейских мероприятиях, а также представить результаты своих исследований на олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня, организованных, в том числе, сетью Ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Ярмарка творческих идей
Старт проектной деятельности даёт «Ярмарка творческих идей». На этом мероприятии подводятся итоги прошедшего учебного года, чествуются лицеисты, достигшие высоких результатов в исследовательской работе. Лицеисты знакомятся с тематикой проектов, работа над которыми начата в новом учебном году. Ярмарка даёт возможность ребятам и педагогам обменяться идеями, объединиться в творческие группы. Интеллектуальные и творческие объединения знакомят ребят с предстоящими направлениями работы.
Проектно-олимпиадные лаборатории
В 2021 года в ЛИЕН начали работу проектно-олимпиадные лаборатории. Целью создания проектно-олимпиадных лабораторий является совершенствование форм проектной деятельности, развития интереса к обучению, творческих способностей и углубления знаний учащихся ЛИЕН, т.к. проектная деятельность и олимпиадное движение обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
Задачами проектно-олимпиадных лабораторий являются:
- Развитие у лицеистов интереса к познанию мира, к углубленному изучению предметов, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, природы, общества).
- Формирование склонности учащихся к научной деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
- Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
- Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах работы.
- Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
- Развитие и поддержка одаренных детей.
В рамках проектно-олимпиадных лабораторий для лицеистов 5-6 классов проводится своеобразный фестиваль проектов «Пятница в теме!», целью такого мероприятия является развитие интереса и творческого подхода к изучению нового за рамками школьной программы и формального общения, возможность поделиться со всеми чем-то интересным, о чем не узнаешь на обычном уроке. Тематика таких «пятниц» весьма разнообразна – от мини-проектов по математике до фотопутешествий по объектам ЮНЕСКО, от рассказа о домашнем питомце до экскурсии на биостанцию!
Дни науки
В последнюю неделю февраля в ЛИЕН проходят Дни науки. Основная цель проведения Дней науки – развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению различных процессов и явлений, протекающих в природе и обществе; осознание ими необходимости владения научными фактами, умения выдвигать гипотезы и находить способы их оценивания, устанавливать связь науки с жизнью.
Основные задачи Дней науки:
- познакомить обучающихся с новыми направлениями развития современной науки, техники, культуры;
- познакомить обучающихся с творческим поиском и выдающимися достижениями отечественных и зарубежных ученых;
- рассказать о достижениях лицеистов в проектной и исследовательской деятельности в разные годы.
В ходе Дней науки
- учебные занятия проводятся в нестандартной форме (научно-популярные лекции, уроки-проекты, уроки-диспуты, уроки-конференции);
- лицеисты вступают с сообщениями о великих учёных, важных научных открытиях, новых направлениях в науке;
- каждая группа выпускает тематический информационный листок о новостях и проблемах современной науки;
- проходят интеллектуальные игры;
- организуются экскурсии в образовательные центры, музеи, планетарий, лаборатории вузов города.
Кульминацией Дней науки является лицейская научно-практическая конференция «Твои первые исследования, лицеист!»
Научно-практическая конференция «Твои первые исследования, лицеист!»
Научно-практическая конференция проводится ежегодно в феврале в рамках «Дней науки».
Основные цели конференции:
- приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности,
- развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению различных научных дисциплин,
- подведение итогов проектной деятельности обучающихся за текущий учебный год.
В конференции принимают участие все обучающиеся лицея: в качестве слушателей, членов жюри или проектантов.
Работа НПК проходит по секциям
- Человек и общество
- В мире информационных технологий
- Филология
- Юный исследователь
- Естественные науки
- Психология
- В мире математики
Основными критериями оценивания проекта при его защите являются:
- актуальность проекта,
- форма подачи материала и степень владения им,
- степень владения общей культурой публичного выступления,
- оценка продукта проекта,
- эффективность и целесообразность использования средств наглядности,
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
Участники конференции, занявшие призовые места, награждаются дипломами, грамотами и ценными подарками.
Лучшие, по мнению жюри, проекты рекомендуются к участию на Международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере».
Летний практикум продуктивной деятельности
В Лицее-интернате естественных наук метод проектов нашел одно из своих воплощений в программе летнего практикума продуктивной деятельности. Летняя практика занимает особое место в образовательной деятельности лицея. Она является формой приобщения лицеистов к исследовательской и проектной деятельности в рамках предпрофильной подготовки. Основная цель практикума – погружение детей в созидание, творческий поиск, продуктивную деятельность и подготовка обучающихся к дальнейшему профессиональному самоопределению.
Практика организуется ежегодно в течение первых двух недель июня для обучающихся 7 – 8 классов. Направления деятельности практикума определяются на основании опроса ребят. Дети делятся на творческие группы согласно выбранным направлениям. Традиционно востребованными являются направления технического, химико-биологического, культурно-исторического и социально-гуманитарного профилей. Задача каждой творческой группы состоит в реализации практико-ориентированного проекта в рамках тематики площадки.
В течение двух недель занятия проходят вне стен лицея: ребята посещают музеи, лаборатории, изучают культурные, исторические, природные объекты города. Занятия организуются в форме лекций, экскурсий, игровых уроков, викторин, лабораторных работ и других видов деятельности. Особое внимание уделяется организации экскурсий и беседам с профессионалами в различных отраслях человеческой деятельности. Подобная практика позволяет ребятам понять, какие знания, навыки, личностные особенности необходимы представителям различных профессий. Это помогает осознанно, исходя из собственных личностных ресурсов, подойти к выбору дальнейшего профиля обучения, а соответственно, и к выбору профессии. Так, в рамках последнего практикума ребята посетили музейно-выставочный центр ГУ МЧС России по Саратовской области, Инжиниринговый центр СГАУ имени Н.И.Вавилова, музей физических приборов и лекционных демонстраций СНИГУ, кафедру органической и биоорганической химии СНИГУ имени Н.Г. Чернышевского, кафедру химии и химической технологии материалов СГТУ имени Гагарина Ю.А., предприятие «БИОАМИД», Саратовский областной музей краеведения, Национальную деревню народов Саратовской области в парке Победы, Международную языковую академию Royal Academy of languages. Также были организованы посещения памятных мест нашего города - Укекского и Алексеевского городищ, мемориального Пичугинского кладбища, улиц старого Саратова. Ребята, выбравшие техническое направление, освоили технологии 3D-печати и робототехники.
Итоги летнего практикума подводятся в форме защиты творческих проектов рабочих групп. Многие проекты, зародившиеся в рамках летнего практикума, продолжают развиваться в течение учебного года и представляются на различных конференциях.