INEPS

Организация продуктивного обучения в России и за рубежом

Школьное образование стоит в настоящее время перед необходимостью инициировать свое развитие путем инновационной деятельности образовательных учреждений. Одним из перспективных направлений является продуктивное образование.

Термин productivelearning, или продуктивное обучение, отражает идею активной и самостоятельной учебной деятельности ученика, соединённой с его реальной трудовой деятельностью. В мировой практике под продуктивным обучением понимается новая модель образовательного процесса в среднем и, прежде всего, старшем звене школы. Эта модель ориентирована на практическое развитие интересов подростков в реальной трудовой деятельности и соединяет учение и социальную практику.

Чисто продуктивных школ, осуществляющих только идеи свободно организованного, варьируемого образования, в России нет. Есть отдельные попытки построения вариативных систем в структуре традиционного образования. Изучив опыт продуктивного обучения европейских стран, в Санкт-Петербурге создан институт продуктивного обучения, позже институт инноваций РАО создал в различных регионах России лаборатории продуктивного обучения. С 2005 года ЛИЕН является активным участником международной сети продуктивных школ INEPS. Сотрудники ЛИЕН принимали участие в работе XV-XVII Международных Конгрессов INEPS.

ЛИЕН-школа продуктивного обучения

Педагоги ЛИЕН работают над созданием целостной образовательной технологии, позволяющей максимально реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, спроектировать для каждого обучающегося лицея свою образовательную траекторию в соответствии с его склонностями и способностями, а также осуществлять диагностику и корректировку развития творческого мышления у лицеистов на различных этапах обучения.

Участие команды ЛИЕН в работе XVII Congress of the International Network of Productive Schools (INEPS) позволило нам сделать вывод о том, что продуктивное обучение может являться сегодня одной из альтернативных форм образования для детей с любым уровнем способностей.

Необходимым условием реализации продуктивного обучения является формирование у обучающихся проектного мышления. В этих целях педагоги ЛИЕН активно внедряют проектный метод обучения в образовательный процесс. Работая над проектами в определенной области знаний, обучающиеся также получают новые знания из других образовательных областей. Реализация метапредметных, интегрированных проектов позволяет изучать каждый предмет не автономно, а как одно из звеньев, необходимых ученику для целостного восприятия окружающего мира.

Учитывая возрастающий интерес педагогов и учащихся к проектной деятельности, в лицее разработан элективный курс для обучающихся «Технология проектной деятельности», программа которого утверждена Министерством образования Саратовской области. Его основная цель – помочь школьникам максимально раскрыть свой творческий потенциал в ходе работы над реальными проектами.

Программа курса состоит из семи отдельных блоков (модулей):

  • Введение в метод проектов.
  • Методы и приемы работы с информацией.
  • Языковое оформление проекта.
  • Социологические исследования.
  • Статистическая обработка данных.
  • Основы естественнонаучного эксперимента.
  • Мультимедийная презентация как форма представления результатов проекта.
  • Методы и приемы презентации и самопрезентации.
  • Ведение конструктивного диалога.

Все модули, являются целостными и логически завершенными.

Применение метода проектов способствует становлению и укреплению новых отношений между учителем и учеником. Роль учителя становится совершенно иной. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его.

На протяжении ряда лет в лицее функционирует научное общество учащихся, члены которого занимаются индивидуальной и групповой исследовательской деятельностью под руководством педагогов-предметников.

Личностный образовательный продукт как результат творческой, созидательной — продуктивной познавательной деятельности это, с одной стороны, — создание определенных материальных и духовных продуктов (исследований, сочинений и т.п.). С другой стороны — это открытие для себя нового, неизвестного, разрешение по-новому уже известной проблемы, то есть выработка личностных способов познания, а также накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами образования. Таким образом, конечный образовательный продукт выражается в приобретении индивидуального личностного опыта и продвижении вперед в своем развитии.